Эксклюзив
Ким Борис Иннокентьевич
21 января 2016
5981

Исключительно интенсивная теоретико-практическая система электронно-дистанционного образования

Название статьи характеризует в некотором роде смену систем современного образования.

         Всего три учебных года приходилось работать в КРУ (Казахстанско-Российский университет, г. Костанай) с 2001 по 2004 г.г. с тех пор многое изменилось. Современный Гуманитарный Университет (ректор Карпенко Михаил Петрович лауреат Государственной премии) работал в те времена по очно-заочной системе образования: мы читали лекции, проводили семинары, принимали экзамены по тестам, которые присылал Московский центр. После тестирования результаты собирали и тут же отправляли в Москву, где проверяли выполненные работы. Преподаватели не имели доступа к ним, студенты переводились с курса на курс по годам обучения. Бум электронного правительства, электронной экономики прошел. Теперь нет производства без электроники, компьютеров, интернета.

         Данная система реорганизована в электронно-дистанционную систему образования. Подробности не рекламируются на сайтах. При этом очень важный вопрос остается, как бы в стороне: Как дистанционное образование достигает своего качества? Всем набором известных педагогических технологий (методов, форм, средств и т.д.), берущих начало с очной системы образования? Сама очная система не достигает качества стагнирующего образования.

         Мы рекомендуем применять всем известную технологию тестирования, но не в теперешнем содержании и целях, ведущих образование к полнейшему кризису, не желанию студентов учиться.

         Тесты в гуманитарных науках берут начало с точных наук: математических, физических, алгебраических, геометрических и т.д., в которых практические задания (задачи) не могут решаться с неправильными действиями, которые не приводят к искомому ответу. Каждое действие должно быть правильным.

         Точно также в гуманитарных науках, наших тестах: все вопросы и ответы на них должны быть правильными, научно-практическими, без неправильных большинства. Это ведь «территория заблуждений» для студентов, учащихся, учителей и преподавателей, которым не надо писать что угодно, а только предметные знания; умения и навыки их познания.

         Между прочим, Московский Центральный Гуманитарный университет в начале ХХI века, в период перехода стран СНГ на Болонскую систему образования, предложил тесты по этой системе, которые сгубили отечественное образование на корню. Мы написали несколько книг о качестве образования и его прогрессе к Новой системе образования, включая до 80-и статей на данную тему. Однако Новая система образования далека ещё к реализации в масштабе образовательного пространства.

         По настоящему Новую систему образования демонстрирует Современный гуманитарный университет (СГУ) совместно с академией (СГА).

         Традиционная система образования продолжается на протяжении многих веков, начиная с «Великой дидактики» Я. А. Коменского (1632г.). Основные характеристики той и современной систем образования строятся на классно-урочных принципах обучения: класс с определенным возрастным составом, помещение для занятий, урок, тема урока, объяснение учителя, его контроль за учебными успехами учащихся.

То же самое происходит и в современных университетах с низким качеством образования. Мы загоняем великовозрастных студентов в аудитории, где просиживают они как минимум по пол дня. А где же самообразование? Как его организовать? Самотеком? Только в статьях?

         Численность студентов Гуманитарного университета превышает МГУ в 4 раза (В.В. Путин). Вопрос в том, как такое огромное число студентов обучать дистанционно, какие задания им давать, как контролировать и оценивать, как мотивировать, стимулировать их учение, чтобы стали образованными специалистами к выпуску из университета? Вопросов, конечно много, включая кадровый состав преподавателей.

         Лучшими заданиями станут или стали в СГУ тестовые задания (ТЗ) в условиях дистанционного, электронного образования. В тестовых вопросах и ответах можно выразить любой научный предмет, отразить его содержание, задачи, принципы, закономерности, методы и т.д., в основных, главных, системообразующих, инвариантных знаниях. Это и надо сделать преподавателю в первую очередь вместе с правильными ответами к ним. А не правильным ответам неоткуда взяться, им нет места в ТЗ.

         Смешно и грешно. В современных тестах, например 4 ответа из 5 – неправильные, не отражающие смысл и содержание вопроса. Итого из 300 (трехсот)  вопросов будет только 300 правильных ответов.

         В наших ТЗ с учетом того, что вопрос – главное положение фрагмента темы – тезис, аксиома, правильных ответов насчитывается 1800 единиц содержания учебного материала, но не 300, в лаконичных предложениях. При составлении тестовых заданий (ТЗ) преподаватель ориентируется на правильные ответы, формулирует их ближе к содержанию и смыслу вопросов. Они и будут правильными.

         Остальное дело программиста-оператора, он спрограммирует столько неповторяющихся, персонализированных тестовых вариантов (ТВ) по числу студентов в виртуальной группе, сколько надо преподавателю.

         Для проверки выполненных вариантов (ТВ) программист составляет Паспорт правильных ответов для преподавателя. Проверка выполненной работы осуществляется за считанные секунды. Паспорт менять нельзя. Студент верит в паспорт и в честность преподавателя. В паспорте, как известно, стоят только правильные ответы. А критерии оценок за число набранных баллов (правильных ответов) вынесено отдельно и не изменяется. Преподаватель освобождает себя от обременительного контроля и оценки письменных работ на дистанции, присланных по электронной почте.

         Свободный график учебного процесса осуществляется следующим образом: мы предполагаем, что СГУ имеет свой портал в интернете, который наполняется предметными учебными дисциплинами (юнитами), учебными программами по специальностям, тестами и другими организационными требованиями, конкретными инструкциями по каждой специальности. Студент скачивает на свой компьютер в целях исполнения. Тестами отчитывается за свой учебно-познавательный процесс через электронную систему – e-mail своего преподавателя.

Именно такая система свободного дистанционного образования для студентов является  совершенно новой по отношению к традиционной классно-урочной системе обучения.  

Таким способом банк тестовых вариантов по предмету пропускается полностью, ибо в этом банке все содержание предмета. Дело в том, что любой студент, даже двоечник способен справиться с тестовыми заданиями, находящимися перед глазами. А чтобы общаться с преподавателями информационно-коммуникативным методом, через веб камеру необходимо знать предмет. Или отсеивать многие учебные предметы за «ненадобностью» и обучать действительно узкопредметными, специальными дисциплинами в вузе?

И ещё, ТЗ и ТВ близкие по значению понятия, при быстром чтении (по диагонали) они мелькают перед глазами, разрушая смысл текста.

Ядром обучения в школе, университете являются знания, умения и навыки, а все остальные концепции научных исследований вращаются вокруг ЗУНов, как бы их не критиковали, думается от безысходности, что они непостижимы веками. Качество образования по существу не достигается по сей день. Если бы достигались сотнями, тысячами, защищённых диссертаций и огромной массой опубликованных книг и статей, проблема образования давно была бы решена и мир преобразился бы к лучшему.

Проблемой остается содержание учебных дисциплин, какие знания писать в ТЗ, но Госстандарты остаются с незначительными изменениями, с низким качеством образования по результатам традиционного тестирования. Как же выйти из этого трехгранного параллелепипеда: Госстандарт, учебный предмет, знание? Где центр, с чего начать? Что брать за основу Новой системы образования?

В современном бушующем Мире историк, политолог, экономист, социолог и т.д. имеют право вносить в учебные курсы и тесты сверхновые сведения, но важно чтоб студенты знали и понимали их, могли осуществлять выбор посредством тестовых вопросов и ответов, направляющих этот выбор. Число студентов в текущем учебном году сократилось в 1,5 раза, на будущий год сократится ещё вдвое (В.В. Путин). Совещание Парламента на телеканале Россия 24.

А кто станет Родину защищать и созидать её? Можно назвать объективные причины: развал СССР, снижение рождаемости в годы перестройки, социально-экономические и материальные условия жизни народа.

Субъективные причины сокращения студенчества: падение престижа среднего и высшего образования, статуса учителя, преподавателя, отсутствие воспитания в яслях и детских садах и другие?

Это известно всем.

Но как поднять престиж образования и качества знаний? Традиционными методами и педагогическими технологиями, Боллонской системой обучения и тестирования, как мы все убедились, ничего не получается.

Необходимо менять функции педагогических наук: дидактику – теорию методику обучения и тестологию – науку о контроле и оценке качества знаний, умений и навыков. Дидактику изобрел великий Чешский ученый Ян Амос Коменский, педагог, написав книгу «Великая дидактика» в 1632 году. В эпоху средневековья, с начала развития производства стали востребованы рабочие руки, но не рабы. Я. Коменский создал классно-урочную систему, по которой до сих пор работает наша школа. Ничего другого пока придумать не смогли, кроме дистанционного образования.

Дидактика и тестология работают изолированно (враждебно) друг от друга вместо того, чтобы помогать, поддерживать друг друга.

Интеграция (слияние, синтез) дидактики и тестологии выдает поразительный, потрясающий результат образования. Педагогическая наука изобрела десятки современных дидактических технологий, а тестология контролирует результаты обучения в экзаменационных критериях. Чтобы слить функцию обучения с функцией контроля необходимо вводить специальный раздел в дидактику, называемый «Подготовка студентов к тестовым экзаменам», даже форма занятий придумана для такой подготовки «СРСП» в расписании учебных занятий очников и заочников. Если в дистанционном образовании отсутствует такая форма, тем лучше. Студент может решать ТВ в любом месте и в любое время. В процессе «подготовки» оценки потекут рекой, достигая обилия, изобилия отметок. По этим оценкам студент видит свой прогресс учения, свои учебные достижения, что придает ему уверенность и смысл учения, побуждая страсть и мотивацию писать и писать тесты, получая возможность самоконтроля учебных результатов, самообразования, победу над собой.

Все! Мы образовали и воспитали наших питомцев, сколько бы их ни было в дистанционном, очном и заочном образовании.

 

Литература

Вынужден отражать свою собственную литературу

1. Ким Б.И. Стратегия прогресса к Новой системе образования //г. Костанай: Казтипография, 2014 август, 460с., 22,55 п.л.,100 экз. ISBN 978-601-06-2450-5  © Ким Б. 2014   © Казтипография, 2014

2. Ким Б.И. Интерактивная технология учебного тестирования Обучающие тесты //г. Алма-Ата: изд. Эверо, 2006. 588с. Усл. п. л. 36,5. Тираж 150 экз. ISBN 9965-769-42-7  © Ким Б.И., 2006 © ТОО «Эверо», 2006

3. Ким Б.И. Педагогика. Обучающие тесты // г. Алма-Ата: ТОО «Эверо», 2007, 208с. Усл. п. л. 13. Тираж 500 экз. На CD диске – тестовые варианты (ТВ) для распечатки на А-4 к процедуре тестирования, 450с., кегль 6. ISBN 9965-769-42-7 © Ким Б.И., 2007 © ТОО «Эверо», 2007

4. На портале VIPERSON и РГБ свыше 80-ти статей автора с учетом книг под номерами 1,2,3 и после их издания. 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован