Аннотация. Предлагается инновационная система интерактивной технологии обучающего тестирования как средства достижения качества образования в показателях качества успеваемости студентов. Формирующее знания, умения оценивание, прогрессирующими количественно и качественно оценками, становится мотивирующим фактором активной, самозабвенной познавательной деятельности в процессе тестирования.
Annotation. We suggest innovative system of interactive technology of training testing as a means of achieving education quality in quality results of students' progress. Forming knowledge, abilities and assessment skills, resulting in progressive quantitative and qualitative evaluation, it becomes a motivating factor of an active, self-forgetful cognitive activity in the testing process.
Ключевые слова. Инновационная система тестирования. Знаниевые тесты. Мотивация качества успеваемости. Самооценка и самокоррекция. Самоактуализация познавательных сил и способностей, их развитие.
Key words. Innovative testing system. Knowledge tests. Motivation of progress quality. Self-evaluation and self-correction. Self-actualization of cognitive powers and abilities, their development.
Центром повышения качества образования является качество обучения в показателях качества успеваемости школьников и студентов, достижение которых в кризисных условиях нуждается в инновационных технологиях образовательного процесса. В качестве таковой мы избрали знаниевые тесты и обучающее тестирование, (ЗТОТ) составляющее инновационную систему в современном образовании.
Традиционную тестологию - науку о тестах и тестировании промежуточных и конечных, итоговых результатов образования (ЕНТ, ЕГЭ - Россия, вузовские экзамены) мы применяем в новом направлении в целях интенсификации, активизации и мотивации индивидуализированного самостоятельного учебно-познавательного процесса обучающихся, дающего высокий продуктивный эффект. Такое тестирование мы назвали обучающим в отличие от сугубо контрольных, экзаменационных, обоснованных в докторских диссертациях (В.С.Аванесов, 1994, Н.Ф.Ефремова, 2003, Т.О.Балыкбаев, 2004, И.А.Морев, 2005, Н.А.Сеногноева, 2007) и многих кандидатских.
Интерактиваная технология учебного тестирования (ИТУТ - наше словосочетание) в обучающих тестах [1] превращается в инновационную систему образования, повышения качества успеваемости в образовании. На национальную инновационную систему образования. (НИС-образование), на качество образования и успеваемость (наконец-то) обратили внимание академики РАО. В этих направлениях важно выделить момент, когда наука служит науке, а когда педагогическая теория переплавляется с практикой образования, повышая ее качество.
Вот что пишет академик РАН В.А. Болотов об оценке качества образования . «Оценка качества - одна из самых актуальных тем в дискуссиях, ведущихся в профессиональном образовательном сообществе. Отмечая практическую значимость существующих на сегодняшний день научных разработок в области оценки качества образования, приходится признать, что еще слабо разработана концептуальная база исследований по ряду направлений оценки качества образования, отсутствует необходимая комплексность в подходах к измерительным процедурам, нет достаточно обоснованных критериев и показателей эффективности образования, фактически отсутствуют исследования, связанные с совершенствованием текущей проверки и оценки учебных достижений школьников, с перспективами перехода к новым системам оценивания» [2, с.6-7].
Действительно отсутствуют в обучении объективные критерии проверки и оценки усваиваемых обучающимися знаний, умений. Учитель опрашивает и ставит оценки субъективно, собственными ориентациями и отношениями к ученику. Поэтому введено объективированное экзаменационное, проверяющее результаты по изученным темам или всему предмету, тестирование, при котором все проверяемые оцениваются по разным вопросам, снимая равноправные, что характеризует традиционную систему обучения и контроля.
В инновационной технологии обучения все тестируются по всем вопросам банка обучающих тестовых заданий (БОТЗ) [3] неоднократно, достигая полного равноправия и справедливости, качества успеваемости и качества образования, по самым высоким критериям оценивания. Мы много лет назад перешли к новой системе оценивания в технологии учебного тестирования, а спустя несколько лет издали книги (См. литературу).
Ведущим показателем качества образования среди других фундаментальных, скажем, способность специалиста к инновационной деятельности [4] является прежде качество успеваемости - отличное усвоение и понимание системных предметных знаний и умений, которые послужат строительным материалом инновационных систем. Здесь необходимо признать закономерность: степень глубины и прочности знаний соответствует степени инновационного творчества. Творчество посредством знаний, умений и навыков, прослеживается всюду - от элементарных действий до электронных, космических расчетов. Каждому свое место по образованности и опыту. Обратное составляет исключение из данного правила. В нашем исследовании собраны и скомпонованы психолого-педагогические знания, а также умения и навыки осмысливать сформулированные идеи, что превращается в новацию традиционной безуспешной системы образования. Знания, умения и навыки тесно связаны с опытом деятельности.
Важна педагогическая теория не только сама по себе, но ее преломление в практику образования важнее, как и в других сферах общественного производства, например, в медицине, промышленности, экономике, технике, космонавтике, электронике и т.д.
В.П.Беспалько считает «Надо менять систему соответственно новой цели образования..., обеспечить страну кадрами, способными на основе массовых инноваций модернизировать ее в современную супердержаву..., но для ее реализации необходима система природосообразного персонализированного образования» [4, с.36].
Наша инновационная технология обучающего (учебного) тестирования соответствует установкам персонализированного, индивидуализированного образования, причем при фронтальных формах обучения. Тестирование всегда индивидуализировано и персонализировано в процессе и его результатах, объективно оцениваемых паспортом правильных ответов в заведомо установленных высоких критериях и баллах.
В процессе трехкратного тестирования по каждой сотне вопросов студенты поднимаются, дотягиваются до установленных показателей, характеризующих качество успеваемости. Критерии оценивания в нашей технологии следующие: 22 правильных ответа из 25 вопросов - отлично, 20 - хорошо, 18 - удовлетворительно (преодолевается). Количество отличных оценок увеличивается, а хороших - уменьшается за каждый выполненный вариант.
Уточним технологию повышения успеваемости. Из каждой сотни вопросов банка тестовых заданий компьютерная программа выдает 25 вариантов по 25 вопросов (25x25 получается 625 вопросов из 100). Это значит, каждый вопрос повторяется в 25 вариантах 6,25 раза. Они циркулируют в вариантах, пополняясь новыми, которые вытесняют постепенно старые. Тестируемые варианты не повторяются, персонализированы строго под своими номерами от первого до 25-го. Тестовые вопросы и ответы (ТЗ) в вариантах также под разными литерами. Подсмотреть у соседа или подсказать невозможно. Отдельно взятый ответ ни о чем не говорит, потому что все 5 ответов сопряжены с вопросом. Искать данный вопрос с ответами, где отмечен правильный, невозможно — шелест, шорох, лишние движения головой, руками никто не производит, на всех столах чисто, кроме тестового варианта и листа бумаги, да и нет времени на поиски - надо писать и думать, осуществлять выбор - кто больше и качественнее. Количественные нормативы не устанавливаются, только качественные определяет паспорт. Здесь по закону философии количество переходит в качество. Этот закон подкрепляет практическое официально несанкционированное правило: кто больше и лучше выполнит тестовые варианты (ТВ) на занятии. Со звонком все сдают свои работы на проверку и оценку. Результаты объявляются на следующем сеансе тестирования. Все открыто, прозрачно, честно и справедливо.
Лекции, семинары проводятся по плану и расписанию. Речевому общению предостаточно времени, но нет качества.
Тесты изучаются самостоятельно. На тестирование отводится часть занятий по СРСП (самостоятельная работа студента с преподавателем). Обучающие тесты и тестирование обобщают пройденный и пропущенный, невыученный материал, недостаточно усвоенные основополагающие знания предмета. Обучающие тестовые задания (ОТЗ) - превосходный материал на СРСП. Лучших учебных заданий нет в природе образования.
Значимость инновационной системы интерактивной технологии учебного тестирования как средства достижения качества образования в показателях успеваемости в ее мотивирующей силе, во-первых. Она стимулирует и побуждает мотивы к постоянному наращиванию усилий, активному стремлению в достижении все больших успехов в индивидуализированной познавательной деятельности. Во-вторых, в тестируемых тестовых заданиях (ТЗ) во всех вопросах и всех ответах системно излагаются объективные, истинные научные положения, открытые учеными и переложенными в учебники. В-третьих, студент не читает ТЗ подряд как главу или параграф учебной литературы. Он осуществляет поиск и смысловой выбор нужного ответа, без угадывания.
Тема нашего исследования имеет прямое отношение к успеваемости и ко всей системе отечественного образования, многократная модернизация и реформирование которой не дают результатов.
При любом содержании образования его основой будут научные, системные предметные знания, и умения их усваивать на качественном уровне успеваемости. «Традиционная педагогическая система - это наиболее рыхлая структура из всех имеющихся в природе и производственной деятельности людей: у неё, во-первых, нет общей конечной цели - работа на «что получится» заканчивается тем, что ничего не получается. Во-вторых, учитель, включенный в рыхлую систему, не в состоянии ни непосредственно, ни опосредованно влиять на конечный результат ее функционирования. По этой же причине учащийся, предельно перегруженный учебными предметами, ни чем, кроме нулевой успеваемости ответить не может» [4, с.36].
«Результатом такой «дистиллированности» содержания общего образования является бесцельность и бессмысленность учебного процесса, сведенного к «зубрежке и муштре» [4, с.33].
Положение дел в образовании США не лучше: «низкая успеваемость, отрыв от жизни, потеря учебной мотивации школьников старшей ступени..., успеваемость с каждым годом только падает. Президент Обама дополняет свои реформаторские идеи... к достижению высокой успеваемости» [4, с.35-36].
Как видим, успеваемость, добавим, ее качество является ведущим показателем, определяющим качество самой образовательной системы.
Если бы образование достигло того, что контингент обучающихся десятилетиями обладал способностью успешно усваивать программный учебный материал с высокой успеваемостью, то необходимость глобальных и системных перемен в образовании отпала бы наверняка.
С процессом интенсивного развития научно-технического прогресса со все возрастающим темпом, выдающего очевидные грандиозные реальнопрактические результаты, содержание образования обязано и вынуждено совершенствоваться. В этом отношении Новый стандарт общего образования второго поколения РАО имеет важное значение, но в перспективе последуют третий, четвертый и т.д. поколения. Ни один из них не может стать застывшим на все времена существования человеческой жизни.
Проблема образования в том, чтобы уже сегодня успешно познавать действующие учебные стандарты в средней и высшей школе.
Однако, в педагогической науке: проблема качества образования (В.А.Болотов), падение успеваемости из года в год (В.П.Беспалько), отсутствие результатов обучения (В.П.Беспалько, А.И.Уман) и других подняты и актуализированы сегодня.
Практика образования строилась с учетом качества успеваемости с Советских времен. Возникает, казалось бы, странный вопрос - почему педагогическая наука не соответствует практике образования? Новые изобретения последних десятилетий и традиционные технологии теперь окончательно не соответствуют требованиям массового инновационного образования в подготовке кадров к инновационной деятельности в различных сферах общественного производства.
Отметим понятия, используемые для критики современного образования, обучения, школы, учительской деятельности: «узкопредметный знаниецентризм», «зубрежка и муштра», «натаскивание», «дрежиссура» и другие. Этим недооцениваются, не учитываются категории качества успеваемости в изучении ЗУНов, результаты и качество образования в целом. Потому что их нет.
А дифференциация учащихся от неуспевающих до отличников, составляющих исключение, но не правило, «узаконена» на все времена. Психология учителя, его сознание и мировоззрение, восприятие и отношение к учащимся стали также дифференцированными и нет никаких сил и возможностей учащимся вырваться из этих замкнутых, очерченных кругов, показывая низкий процент качества успеваемости. Тогда как успешное учение и обучение детей и юношества следует представлять и сравнивать с соревнованиями на беговой дорожке, где каждому предоставляется возможность догонять и обгонять впереди бегущего. Таковой должна быть теоретическая и практическая педагогика. Мы это не придумали, а увидели в практической педагогической деятельности, применяя инновационную систему учебного тестирования.
А педагогических технологий превеликое множество, изданных целыми книгами. Все они тесно связаны с традиционными, усовершенствованными средствами и не содержат инновационных параметров и характеристик. Главное не содержат мотивационных ресурсов активной, самостоятельной, индивидуализированной познавательной деятельности обучающихся, кроме временного интереса и развлекательности на занятии. Существующие педагогические технологии: деловые игры, атака мыслей, выступление, взаимоконтроль, диспут, диалог, дискуссия, консультанты, опрос семерых и т.д. и т.п. не позволяют системно оценивать все усваиваемые знания каждым учеником, студентом. Опрос и оценивание осуществляются с провалами в системе и структуре знаний, навыков каждого обучающегося, которые убеждены в том, что не опрашивается и не оценивается необязательно изучать.
Педагогу трудно выявить кто и что не усвоил, а еще труднее обучить или выдать индивидуальные задания и проверить их при дефиците времени у обучаемых и обучающих. Поэтому и накапливаются элементы незнания, превращаясь в балласт системы образования, преодолеть который удается далеко не каждому педагогу, студенту и школьнику. Каков же выход из данного положения?
Студенческая масса не проявляет особого желания и рвения хорошо учиться, не говоря уже о отличной учебе. Увлечения молодежи больше в развлечениях, нежели в упорной когнитивной, познавательной деятельности.
НИС предполагает стать важнейшей, главной надстройкой в системе образования, которая сама является мощной надстройкой сверху над учебнопознавательным процессом студента, ученика, для обучения которых не обойтись сегодня без создания и применения инновационных технологий обучения знаниям, умениям снизу - преподавателем, учителем, которые нуждаются в поддержке, помощи со стороны организаторов образования и педагогической науки.
Теоретические характеристики НИС в образовании заслуживают внимания научных и практических работников (педагогов). Тем не менее, теория, не всегда применима на практике, которая творится, в конечном счете, обучаемыми в продуктивных технологиях учения.
Память управляет мышлением. Со слабой памятью ученик, выучив домашнее задание, проснувшись утром и придя на урок, многое забыл и отвечает робко, нелогично, порой невпопад и получает низкую оценку. У отличника отличная память, потому он отличник. Память необходимо изучать, вернее развивать, воспитывать. Память на поверхности, она в речи, отражается в блеске глаз, в колебаниях чувств и души ребенка и студента, в их уверенности или страхе, психологическом барьере перед учителем.
Нужно завидовать феноменальной памяти игроков Клуба знатоков «Что, где, когда?», способных соображать и отвечать на любой неожиданный, неизвестный вопрос. Ребенок не рождается с готовой памятью или сознанием (со знанием), он их приобретает при жизни в специально организованных учебных заведениях. Но о памяти. Заглянем в Советский энциклопедический словарь, что под рукой.
«Память, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающаяся в способности длительно хранить информацию...многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения...различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память привычка), эмоциональная, или аффективная (память чувств), образная и словесно-логическая». [5]. Можно расписать конкретные виды памяти, например, память чувств: зрительная, слуховая, тактильная (осязательная), вкусовая, двигательная (мышечная, спорт) и т.д. образная: музыкальная, цветовая (художественно-изобразительная), пространственная (спортивная гимнастика, акробатика), образы людей (театр, кино) и т.д. Словесно-логическая: математическая, историческая, физическая (физика), химическая, биологическая, и т.д. сюда же мы относим память технологическую (технология, инженерия). Моторная память - это память непроизвольная, автоматизированная. Многие события и факты запоминаются сами собой без желания человека. Все виды памяти следует развивать.
Память - вот она, обозримо-чувствительна, связана с реальным познавательным процессом. Память имеет прямое отношение к мышлению, интеллекту человека. Однако, «механической памяти» нет в словаре, которая употребляется лишь в «зуновской парадигме» в негативном значении, также как «натаскивание», «дрежиссура» - будто дети медведи, а педагоги дрессировщики.
Но главное в том, как изучать глубоко лежащий генофонд учащихся? (Д.И.Фельдштейн [6], В.П.Беспалько [4]).Могут ли быть технологии изучения такого глубинного явления учителем?
Развивать природные задатки можно и нужно в процессе изучения знаний, формирования умений и навыков их познания, усвоения и понимания, в которых проявляются и развиваются природные задатки, способности, память, мышление, интеллект обучаемых. Но для этого нужны инновационные технологии, обеспечивающие высокий познавательный эффект.
А обучать, обучать и обучать, так же как учиться, учиться и еще раз учиться умениям учиться кое-как не выводит образование из кризиса. Необходимы инновационные практические технологии, повышающие качество образования в показателях качества успеваемости в процессе обучения системным, научным предметным знаниям, умениям, навыкам.
Словесно-слуховые, речевые технологии не дают результатов по сей день, превратив студентов в пассивных слушателей, не способных к инициативной, творческой когнитивной деятельности. Обучающее тестирование как инновационная система является средством мотивации и активизации познавательной деятельности студентов, повышающей качество образования.
Коллеги, глядя на развернутый лист тетради в клетку, где решены 20-25 вариантов по 25 вопросов столбиками и все на отлично, не могут поверить и говорят, что студенты мастера на шпаргалки и списывание. Но технология тестирования не позволяет этого делать. Данный вопрос являлся для нас делом чести и достоинства. Какое может быть образование, воспитание, построенное на лжи, обмане самого себя, мошенничестве? Наука тем более основывается на кристальной чистоте помыслов и чувств, без фальши. Мы пристально проверяем и контролируем не только студентов, но и сами себя. И утверждаем, что никто, ни один студент даже слабоуспевающий не занимается этим недостойным делом. Он способен разобраться в тестовом задании, состоящим из конкретного знания учебного материала в условном вопросе, отражающего основное положение узкого фрагмента темы и пяти уже не условных, а реальных ответов, соподчиненных главному положению - тезису конкретного содержания знаний. Таким способом чередой последовательно текущих тестовых заданий (ТЗ) раскрывается вся тема, любой закон, любая проблема, отражающие основополагающие, системообразующие знания учебного предмета.
А в тестовых вариантах (ТВ), предназначенных для тестирования, то есть для оценивания усваиваемых знаний, ТЗ перемешиваются и циркулируют многократно повторяясь в 25 вариантах по 25 ТЗ в одном блоке теста. Повторение — мать учения, добавим, и развития памяти - важнейшего компонента интеллекта, управляющего мышлением. Без памяти нет мышления. А круглые отличницы приходят раньше других в небольшую аудиторию для семинарских и практических занятий, указанную в расписании к очередному тестированию, и садятся за первые столы, чтобы показать преподавателю и сокурсникам свои преимущества и недосягаемость, выполняя все 25 вариантов блока - батареи тестов на «отлично». Работают стремительно, чуть заметным поворотом головы взгляд направляется на тестовый вариант, задерживаясь несколько секунд, затем проставляется нужный литер ответа и вновь возвращается к ТВ. Они демонстрируют высокую интеллектуальную работоспособность, когнитивное мастерство, замечательную память и отличные знания содержания учебного материала. Такие студенты получают красные дипломы и будут способны к инновационнои деятельности как правило. К ним могут примыкать и хорошисты. А слабоуспевающие исчезли в инновационной системе обучающего тестирования.
В обучающих тестах (ОТ) и учебном тестировании срабатывают все традиционные дидактические принципы: сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности и другие, которые дополняются и преобразуются в новую систему принципов и закономерностей в инновационной системе образования.
К таковым можно отнести следующие:
а) самостоятельность и инициативность учения обучающихся;
б) глубокая внутренняя мотивация и стремление к познавательной деятельности, усвоению и пониманию системных предметных знаний, формированию навыков их познания;
в) технология мотивации прогрессивного движения к высокому результату как цели образования;
г) качество изучаемых знаний, их запоминание;
д) развитие интеллекта, логического и тестового мышления, памяти;
е) проверка и оценивание каждого обучаемого по всем основополагающим, системообразующим знаниям изучаемого предмета.
Реализация принципов сливается с закономерностями обучения и образования:
1) познание и усвоение знаний, умений, навыков есть акт мышления и произвольного запоминания;
2) чем активнее и продуктивнее познавательный процесс, тем интенсивнее развитие интеллекта и мышления студента, школьника;
3) перевод внешних знаний, открытых учеными, и артефактов во внутренний план личности путем их познания, размышления над ними, установления связей и отношений между знаниями, развивает природные когнитивные задатки маленьких и больших детей, школьников, студентов;
4) персонализация и индивидуализация обучения в инновационной системе образования;
5) технологизация образования как первый шаг в его инновации - достижении качества усваиваемых знаний при безрезультатном обучении;
6) получение школьных аттестатов и вузовских дипломов с отличием явится закономерностью и правилом, но не исключением, в подготовке кадров - инноваторов во всех сферах производительной деятельности;
7) глубокие и прочные знания - основа креативности, интуиции, инновационной деятельности;
8) переход количественных результатов тестирования в качественные;
9) инновационные технологии многократного снижения перегрузки объемом информации с мотивацией достижения качества успеваемости;
10)беспрецедентное в истории образования оценивание прогрессирующего качества успеваемости с изобилием оценок у каждого на каждом сеансе тестирования;
11)обеспечение высокообразованными и нравственно воспитанными кадрами к инновационной деятельности в целях модернизации России в супердержаву.
Каждый студент проходит тестирование девять раз по тремстам тестовым заданиям банка обучающих ТЗ (БОТЗ), который делится на три блока - батарей тестов по сто вопросов. Эти три блока (тест №1, №2, №3) поочередно выносятся на процедуру тестирования в целях их усвоения и подготовки к экзамену. В БОТЗ знания излагаются последовательно в логике содержания учебного материала в целях снижения перегрузки и организации самоподготовки. Технология тестирования, построенная в компьютерной версии, позволяет усваивать знания того ли иного предмета, изложенные в вопросах и ответах тестовых заданий, которые, повторяясь вразброс циркулируют
в непосредственно тестируемых тестовых вариантах (ТВ). Повторение ТЗ есть важный принцип обучения, прочного усвоения и понимания научных положений предмета, их запоминания.
Список литературы.
1. Ким Б.И. Интерактивная технология учебного тестирования. Алматы: Эверо, 2006. - 588 с. ISBN 9965-769-42-7.
2. Болотов В.А. Научно-педагогическое обеспечение оценки качества образования //Педагогика, 2010.-№ 1.- С. 6-11.
3. Ким Б.И. Педагогика, обучающие тесты, Астана — Алматы: Эверо, 2007. - 208с. - 500 экз. ISBN 9965-769-42-7.
4. Беспалько В.П.Можно ли купить инновации//Педагогика, 2010, - №7.-С. -30-36.
5. Прохоров А.М. председатель научно-редакционного совета. Советский Энциклопедический словарь, М., 1982.
6. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психологопедагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития//Педагогика, 2010. - №7. –С. 3-11.
7. Костецкий В.В. Полуобразованность и полунравственность в системе образования//Педагогика, 2010.-№1.-С. 40-46.