Вадим Аванесов
Обновлённая версия доклада на Международных педагогических чтениях
«Методика преподавания русского языка (как иностранного, как второго):
история, современное состояние, перспективы развития»
М.: Российский университет дружбы народов.
Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного.
Аннотация
Продолжает[1] развиваться идея квантования учебных текстов с заданиями в тестовой форме как новой образовательной технологии для обучения русскому языку. А также затрагиваются вопросы соединения изучения курсов с технологичным, текущим и итоговым самоконтролем знаний[2].
Ключевые слова: квантование учебных текстов, задания в тестовой форме.
Исходные идеи доклада
Первая – доступность изучаемого текста для реального уровня подготовленности студентов. Лучше всего эта идея выражается словами Вергилия: Мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять[3].
Это означает, что трудность разрабатываемого текста соотносится с реальным уровнем подготовленности обучаемых. Статистической мерой доступности текста является средняя арифметическая. Чем выше общая доля правильных ответов на задания к данному тексту, тем лучше усвоение содержания текста, в текущий момент педагогического контроля или самоконтроля.
Вторая идея связана со стремлением делать учебным текст как можно короче, оставаясь, однако, в пределах задач текста. О стремлении к кратким выражениям писали очень многие авторы, и в том числе философ Фридрих Ницше. Он отмечал стремление «…в десяти предложениях сказать то, о чём другие пытаются сообщить в целой книге[4].
Третья идея – о ключевой роли текстов в обучении, вместо привычного многословия педагогов на многочисленных уроках в школе и лекциях в вузах. Ещё в Древнем Риме говорили: Vox audita perit littera scripta manet. Сказанное слово исчезает, написанная буква остаётся[5]. Следование третьей идее означает заметный переход от словесного обучения к организации изучения основных учебных текстов самими учащимися и студентами.
Различия между обучением и изучением
Понимание различий между общими педагогическими понятиями - обучение и изучение – необходимое условие для правильного восприятия основных смыслов настоящего доклада. Эти различия стали заметными в зарубежной педагогической литературе начала XX–го века. Обучение рассматривалось там в узком смысле (teaching) и в широком, как совместная деятельность педагогов и учащихся (еducation). А самостоятельное изучение называлось learning.
В американской педагогике формы, методы и принципы изучения стали специально выделенным предметом педагогической науки, психологии и психометрики. У нас этого нет, и никогда не было. Потому что в СССР и России шёл противоположный процесс - усиление роли уроков, лекций и традиционных экзаменов как главных и массовых, централизованных форм обучения. Эти формы далее использовались для создания единой системы оплаты педагогического труда на преимущественной основе количества планируемых уроков или лекций. Не случайно в нынешней российской педагогической практике эти формы продолжают занимать ведущее место. В таком варианте они превратилась в тормоз развития образования. Единые уроки, экзамены, единоначалие, централизация и методическое однообразие заметно вредит развитию образования, а также становлению и развитию независимой творческой личности.
Появление персональных компьютеров существенно поменяло образовательный процесс в сторону повышения значимости изучения, а также важности установления обратной связи[6] между учащимися и педагогами. Регрессионными и факторными методами установлено, что только тогда результаты обучения и изучения становятся видимыми и доказательными с научной точки зрения[7]. Этот поразительный эффект обратной связи для роста качества образования у нас, по всей видимости, оказался не реализованным каким-либо заметным образом. Основная ставка в органах управления по инерции делается на усиление госконтроля, на сокращение числа вузов и их филиалов. Но такую деятельность нельзя считать образовательной.
Проблемная ситуация
По сей день обучение и изучение не удаётся объединить должным образом в современном образовательном процессе. Причины такого состояния – преобладание лекционных форм в вузовском образовании, устарелость содержания учебных курсов, форм и методов работы преподавателей и студентов, форм учёта, планирования и оплаты педагогического труда. Добавим к этому бюрократические методы проведения внешнего контроля знаний привычными экзаменационными формами, сверхизбыточная централизация и формализация управления образованием, система оплаты за количество проведённых уроков и лекций и мн. др.
Появление персональных компьютеров существенно поменяло образовательный процесс в сторону повышения значимости самостоятельных форм изучения, а также важности обратной связи[8] между учащимися и педагогами. Не случайно появилось деление форм образования на формальные, неформальные и информальные. Последние отражают идею важной социальной роли индивидуальных образовательных маршрутов, приобретаемых помимо общих и массовых форм обучения.
В России нужно было давно переходить от обучения всех общими методами к индивидуальным формам образования каждого. Но без применения качественных и дифференцированных по трудности учебных текстов, а также без запрещённых, в своё время, тестов трудно сделать что-нибудь путное. А потому расходы растут[9]. Теперь изгоняются даже тестоподобные формы из некачественных и необъективных т.н. единых государственных экзаменов[10]. Последние в реальности и в подавляющей массе уже давно не единые, так что и само название «ЕГЭ» было бы правильнее изменить. А ещё лучше ЕГЭ отменить совсем, из-за множества отрицательных эффектов для российского образования[11].
Вместо тестоподобных форм нужны новые методы, соединяющие тестовые формы с изучением, педагогическая диагностика и коррекция знаний[12]. В наше время без этого образование качественным не бывает[13].
Определение основных понятий
Квантованием называется такое разделение (членение) подходящего учебного текста на короткие части (кванты). Так, чтобы каждая часть имела свои собственные смыслы и осознаваемую ценность для развития учащихся и студентов. Усвоение содержания текста по частям облегчает усвоение информации, содержащейся в полном тексте. Подходящими для квантования можно назвать предварительно сжатые информативные тексты (обычно не более 10 страниц), написанные немногословным и доступным языком, полезные для приобретения предметных знаний или для развития – интеллектуального, эмоционального, культурного и др.
Квантованный учебный текст - это разделённый на части, удобный для понимания и усвоения учебный текст, с заданиями в тестовой форме, подготовленный для активизации собственного учения и самопроверки усвоения содержания текста.
Помимо членения, при квантовании текст редактируется так, чтобы стать более понятным и запоминающимся большинству, если не всем студентам так называемых целевых групп. Что облегчает усвоение смыслов, содержащихся в кванте информации. Это означает, что квантование выполняется с учётом уровня реальной готовности изучающих к усвоению информации, содержащейся в каждом новом учебном тексте. В коммуникативной лингвистике считается бесспорным утверждение, что членение текста в целом и отдельных высказываний способствует пониманию. Поэтому там сегментация текста и выявление единиц членения является чрезвычайно актуальным[14]. Умелое квантование способствует правильному и последовательному решению всех заданий в тестовой форме, прилагаемых к каждому квантованному тексту. Важно уточнить: в квантованных учебных текстах используются не тесты, а задания в тестовой форме.
Педагогическое задание в тестовой форме определяется как технологичное средство интеллектуального развития, образования и обучения, способствующее активизации изучения, повышению качества знаний, а также повышению эффективности педагогического труда.
Задания в тестовой форме должны отвечать следующим требованиям: краткость, технологичность, правильность формы, логическая форма высказывания, одинаковость правил оценки ответов, наличие определенного места для ответов, правильность расположения элементов задания, одинаковость инструкции для всех испытуемых, адекватность инструкции форме и содержанию задания[15].
Состав технологии
Технология квантования содержит три основные части – новые учебные тексты, создаваемые в соответствии с правилами квантования, задания в тестовой форме и программно-вычислительные средства объективированной оценки уровня текущей и итоговой подготовленности каждого студента. Встроенные в программы стандартные статистические пакеты позволяют получать также и обобщённую информацию о состоянии учебного процесса в группах. Таким образом, представленная технология может служить как средством текущего, так и итогового мониторинга процесса изучения нескольких учебных текстов. Всё перечисленное – актуальный предмет для повышения педагогической квалификации профессорского состава.
Условия создания качественных квантованных учебных текстов с заданиями в тестовой форме
Главными условиями массового создания таких текстов и заданий в тестовой форме являются новая образовательная политика, новая организация учебного процесса, новая образовательная среда, материальное стимулирование творческой работы профессорско-преподавательского труда и повышение педагогической квалификации разработчиков этой технологии. Но именно этого у нас нет. Вместо модернизации образования опять затевается очередная реформа.
Выводы
[1] Аванесов В.С. Квантование учебных текстов – новая технология обучения русскому языку. В сб. статей, в 2-х томах. / отв. ред. Н.М. Румянцева. –М.: РУДН, 2014. Т. 1, стр.362-364.
[2] Аванесов В.С. Проблема соединения тестирования с обучением. http://viperson.ru/articles/vadim-avanesov-problema-soedineniya-testirovaniya-s-obucheniem
[3] Публий Вергилий. Афоризмы, цитаты, высказывания http://aphorism-citation.ru/index/0-30
[4] http://warrax.net/Satan/Inferno-1/Crocodile.htm
[5] http://latinpro.info/latin_proverbs_v.php
[6] Hattie J.A.C. Visible Learning. (2009). A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement. London & New York: Routledge, Taylor& Francis Group, 379 pp
[7] Там же
[8] Там же
[9]. Сумма госбюджетных расходов на ЕГЭ в 2013 году составляла 312 013 600 рублей. В 2014 году возросла до 1 240 643 800 руб. (http://nsn.fm/society/e-kspertny-j-doklad-ege-2014-vo-skol-ko-obhoditsya-rossii-ege.php).
Эксперты полагают, что из этой суммы 400 000 000 руб. было потрачено только на пропаганду «позитивного» образа ЕГЭ. Характерный пример анонимной пропаганды ЕГЭ можно найти даже в Википедии.
[10] Аванесов В.С. Единый государственный экзамен – некачественный и необъективный. http://viperson.ru/articles/edinyy-gosudarstvennogo-ekzamen-ege-nekachestvennyy-i-neob-ektivnyy
[11] Отрицательные эффекты единого государственного экзамена (ЕГЭ).
http://viperson.ru/articles/otritsatelnye-effekty-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-ege
[12] Аванесов В.С. Проблема соединения тестирования с обучением. http://viperson.ru/articles/vadim-avanesov-problema-soedineniya-testirovaniya-s-obucheniem
[13] Аванесов В.С. http://viperson.ru/articles/bez-diagnostiki-i-korrektsii-obrazovanie-kachestvennym-ne-byvaet
[14] Родионова О. С. К вопросу о единицах членения текста. http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-edinitsah-chleneniya-teksta#ixzz2rMWoK4bh
[15] Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. См. в бесплатном доступе http://viperson.ru/articles/kompozitsiya-testovyh-zadaniy